Корреспондент Proural пообщался с автором и создателем проекта и узнал, каково это – быть молодым предпринимателем с необычным форматом бизнеса в Уфе.
Елизавета Алина – основательница магазина экологичных товаров и предметов для дома и человека. Лизе всего 22 года, но за ее плечами уже немалый жизненный опыт, в том числе и в качестве разработчика экопроекта. Она окончила вуз по специальности «переводчик с немецкого», и многие ее знакомые считали, что девушка выберет жизнь в европейской стране. Однако она захотела осуществить в своем родном городе проект, который позволит каждому желающему приобщиться к экологичному образу жизни, культуре заботы о себе и даже планете.
— Я никогда не хотела быть переводчиком в Германии и уехать туда жить. У меня всегда была позиция, что я хочу остаться здесь и развивать в Уфе что-то свое, какую-то идею, связанную с экологией. Вообще такая мысль у меня возникла после одной из поездок в Германию, где я жила месяц. Там совершенно другое отношение к экологии, там в этом плане все очень развито вплоть до того, что ты идешь в магазин со своей холщовой сумкой, сдаешь в автомат пластиковую бутылку и получаешь чек на скидку на следующую покупку. Для меня вначале это было непривычно, особенно когда выяснилось, что за неправильно отсортированный мусор на тебя сразу накладывают штраф. Для немцев это естественный образ жизни, нам же еще предстоит научиться не только жить с красотой и комфортом для себя, но и сохранять при этом природу. Лиза быстро переняла привычки европейцев, но, вернувшись в Уфу, вновь столкнулась с российскими реалиями. Тогда она и решила начать менять наш город к лучшему и приступила к изучению возможности осуществления своего проекта. Спустя несколько месяцев девушке удалось запустить свой небольшой онлайн-магазин экотоваров.
— Вначале это были шопперы, бамбуковые зубные щетки, стеклянные стаканчики для кофе. Два года назад я позиционировала проект именно как направленный на уменьшение одноразовых отходов. Конечно, процесс запуска был забавный. Я просто выложила первый пост на страничке и считаю, что проект запустила в тот день. Начинать конечно было не просто, нужно было найти поставщиков, изучить все тонкости доставки продукции к нам в Уфу и план по ее реализации. Были, конечно, и убытки, без этого в бизнесе никак. Изначально мы организовали бесплатную доставку и на своей машине развозили заказы. На тот момент у многих людей проект вызвал небывалый интерес и продажи были очень хорошие, — вспоминает Лиза. Так экомагазин начал приобретать популярность среди горожан. После полугода работы с доставкой Лиза поняла, что нужно выйти и на офлайн-продажи. Она стала участвовать в различных городских маркетах. На них же девушка знакомилась с ремесленниками и создателями брендов ручной работы. Затем продукция экомагазина стала появляться на полках одного из шоурумов.
— Было помещение на Верхнеторговой площади, там многие мастера арендовали небольшие площади и выставляли свою продукцию. Мы тоже арендовали себе две полочки, которых поначалу было вполне достаточно. Но потом я начала расширять ассортимент, и на этих полочках уже просто битком все было забито, мы не знали, куда еще что поставить. Как-то так все совпало, что вместе с магазином экологичных товаров я стала вегетарианкой, и мой категоричный взгляд на жизнь отражался и на моем бизнесе – товары были только для сохранения экологии. И если я видела, что кто-то выкидывает мусор не в урну или пьет кофе из одноразового стаканчика, у меня в адрес этого человека сразу начинались поучения, что так делать нельзя. Однако со временем я поняла, что все люди разные, и начала принимать всех такими, какие они есть, и просто жить по принципу «хочешь изменить мир – начни с себя». Соответственно, в этот момент и поняла, что концепцию бизнеса тоже пора менять. Так и расширился ассортимент товаров.
Вместе с сознанием, что нужно менять концепцию, нагрянули и внешние факторы, которые помогли Лизе открыть собственное помещение. В республику пришла пандемия, все магазины и в том числе шоурум, в котором был выставлен товар магазина, – закрылись. Арендаторам помещения сначала снизили цену, а затем и вовсе предложили забрать часть товара, так как никто не знал, сколько все это продлится. Благодаря тому, что проект девушки начинался с доставки, с приходом пандемии работа в этом формате не стала для нее в новинку. Заказы продолжали поступать, а интерес к бренду рос. Затем Лиза нашла помещение в центре города, которое идеально вписывалось в ее концепцию осознанного образа жизни. В новом помещении нашлось место не только экопроекту Лизы, но и еще одному, который по тематике тесно связан с концепцией заботы о природе и себе. По словам Лизы, за два года существования экомагазина, уфимская аудитория стала более активно развиваться в плане внимания к экологии и заботы о себе. Девушка надеется, что в будущем ее экоконцепция разрастется до более больших масштабов и объединит в себе несколько направлений бизнеса, связанных с бережным отношением человека к себе и к окружающему миру.